Доверительные отношения педагога и детей в учреждении дополнительного образования
Симонова Т.Р.,
кандидат педагогических наук, преподаватель фортепиано
МБУДО «Детская школа искусств №8 им. Д.С. Русишвили» г. Смоленска
«Доверие и совместная вера детей и взрослых
рождается в их общей работе, разнообразных
творческих делах»
Б.Т. Лихачев
Гуманизация образования, его поворот к человеку, предполагает создание условий для развития доверительных отношений между субъектами образовательного процесса. Формирование у школьников целостного и эмоционально- образного восприятия мира, развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств, невозможно без сущностного понимания доверительных отношений педагога и ребенка. Ребенок, обладающий доверительностью, бесконфликтностью, способностью к открытому диалогу, откровенности, принятию, чувствующий доверие и поддержку со стороны взрослого, в дальнейшем сможет реализовать себя, быстро и точно адаптируется в обществе, проявляет свои творческие способности, понимает важность и необходимость сохранения и приумножения культуры своего народа. Доверительность повышает искренность в процессе коммуникации, предполагает понимание Другого, адекватное восприятие и оценку поступков окружающих людей, развивает рефлексию. В свою очередь недоверие приводит к росту неуверенности в себе, равнодушию, пассивности, конфликтности, проявляющихся в негативной форме отношений.
В современных условиях дополнительное образование рассматривается как важнейшая составляющая образовательного социокультурного пространства, как один из определяющих факторов обучения, воспитания и творческого развития детей. Актуальным становится обращение к содержанию специфической образовательной деятельности учреждений дополнительного образования, как пространства межличностного взаимодействия педагога и детей. Доверительные отношения педагога и детей в дополнительном образовании – отношения, обусловленные индивидуально- психологическими и личностными особенностями, формирующие доверительность, как социальное и духовно значимое качество личности, основанное на искренности, эмпатическом взаимодействии, вере, уважении, честности, ответственности перед доверяющим человеком в условиях среды учреждения дополнительного образования.
Ввиду реформирования системы дополнительного образования детей педагог дополнительного образования сегодня находится в совершенно новых условиях, которые характеризуются наличием субъект - субъектной парадигмы, изменением системы ценностей, свободным выбором средств, методов, форм и содержания образовательной и воспитательной деятельности, мобильностью в применении профессиональных качеств и др. В связи с этим, учреждения дополнительного образования требуют высокого уровня педагога- профессионала, в деятельности которого реализуется ее главное социально- педагогическое назначение – всестороннее удовлетворение дополнительных образовательных потребностей граждан, общества и государства.
Важной является характеристика педагога дополнительного образования, которую дает В.Н. Иванченко: «Это творческий педагогический работник, обладающий гуманистическими качествами и являющийся «фасилитатором», тактичным наставником для каждого ребенка. Его педагогическое кредо: взаимоуважение – взаимодоверие – взаимосотрудничество и взаимосотвочество взрослых и детей» [3, с.14].Мотивированный выбор педагогом гуманистической ориентации в работе с детьми – это опора на уважение, доверие, равноправие, искренность. При осмысленном понимании важности доверительных отношений на основе взаимодействия, поддержки, профессионально- личностной направленности, для педагога и учащегося открывается ценность отношений содействия, поддержки, сотворчества. В этом и раскрывается смысл понятия «педагог» – «веду дитя», т.е. помогаю ему найти дорогу в жизни.
Главной заботой педагога, воспитывающего доверительные отношения у своих воспитанников должна быть благожелательная среда обучения, которая формируется благодаря его умению закреплять у ученика достигнутое и настраивать его на позитивное отношение к новым достижениям. Наиболее эффективным средством создания подобного рода положительной атмосферы в классе является поощрение, подкрепление действий ученика, создаваемое ситуацией сотрудничества в учебном процессе, идущее и непосредственно от учителя, и от правильной организации уроков (помещения, оформления, оптимального расписания для занятий, отдыха), позволяющих успешно взаимодействовать с педагогом, справляться с обучением, и преуспевать в нем.
Е.Н. Гаврилова, анализируя связь обучения, воспитания и образования в учреждении дополнительного образования, подчеркивает, что вся сложность взаимоотношений педагога и ученика заключается в том, чтобы понять ученика, не допустить официальности, сухости, высокомерия, что приводит к непониманию или равнодушию. Е.Н. Гаврилова отмечает, что обучение не может быть обособлено от воспитания. «Педагогическая работа- это постоянный анализ своих профессиональных и человеческих качеств, своих знаний и умений, это определение новых ориентиров в жизни в целом и профессии в частности» [1, с.72] Кажущаяся незаметность результатов индивидуального общения с учениками в процессе занятий в учреждении дополнительного образования на самом деле имеет важное значение: знания и убеждения педагога становятся взглядами ученика.
А.Г. Лазарева, подчеркивая дифференцированность и вариативность дополнительного образования, акцентирует внимание на важности создания педагогом ситуации успеха для каждого ребенка, что содействует проявлению его положительных качеств. Ситуация успеха создается через конкурсы, викторины, выставки, соревнования, игры и, самое главное, через общение с педагогом и сверстниками, влюбленными в свое дело. «Для нас важно воспитать веру в человека, веру в нас, своих воспитателей, веру в товарищей и самого себя» [2, с. 41]
И. И. Фришман, рассматривая взаимодействие педагогов и учащихся в учреждениях дополнительного образования, подчеркивает благоприятные условия дополнительного образования для саморазвития и самореализации детей. Она считает, что вариативно- программный подход к детям, включенный в деятельность в условиях дополнительного образования, открывает для них возможность выбора сферы деятельности и общения, создает необходимые условия для социализации личности. Однако, анализ мотивационно - личностного и операционно - деятельностного компонентов во взаимоотношениях педагогов и детей показывает, что дети больше, чем педагоги склонны к сотрудничеству в процессе деятельности. И.И. Фришман подчеркивает наличие психологических барьеров, препятствующих оптимальному воспитательному процессу и социальному становлению ребенка [5, с.82-83].
Дети приходят в учреждения дополнительного образования чаще всего по добровольному, свободному выбору. Типичным основанием в мотивации ребенка является его стремление к комфортной сфере общения, потребность к спокойной доброжелательной среде, потребность в самоосуществлении, самореализации личности, в реализации своих возможностей. Исходной базой культуры педагога дополнительного образования должны являются общекультурные качества личности: духовность, гражданственность, эрудиция, которые составляют атмосферу образовательного процесса. Важная задача педагога дополнительного образования – оказать ребенку педагогическую поддержку для достижения позитивных результатов в общении, развития «самости» (О.С. Газман), самостоятельности.
Школьники высоко ценят в педагогах увлеченность, талант, удачливость, оптимистичность, способность обогатить их духовно. Дети вручают себя педагогам, наделенным такими качествами, верят и доверяют им, готовы смело идти за ними. Совместная творческая деятельность порождает «переплетение симпатий, доверительность, посвящение в личные дела и проблемы» [4, с.201]. В рамках воспитательной системы учреждений дополнительного образования складываются определенные отношения между детьми и взрослыми. От того, каков их характер, в какой мере они гуманистичны, зависит эффективность, действенность воспитательной системы учреждения дополнительного образования.
Сближение воспитателя и воспитанника на почве реальных деловых увлечений раскрывает для взрослого детскую душу, «приподнимает занавес, позволяющий заглянуть и проникнуть в удивительно хрупкий, неустойчивый, полный туманных миражей, иллюзий и фантазий, решительных намерений и закомплексованности интимный мир ребенка. Сближение с ним требует величайшей осторожности, постоянной оглядки на детские реакции, сознания возможного изгнания или обретения величайшего доверия» [4, с. 200]. Педагогу дополнительного образования принадлежит особая роль в индивидуальном сопровождении развития, воспитания и социального становления ребенка. Дети ждут от педагогов искренности, открытости и готовности к диалогу, а по отношению к себе – принятия, уважения, эмпатии, помощи и понимания.
Необходимыми педагогическими условиями формирования доверительных отношений педагога и учащихся могут стать:направленность содержания образования на формирование доверительных отношений педагога и детей;планомерное и последовательное осуществление учреждением дополнительного образования процесса формирования доверительных, партнерских отношений между педагогами и детьми для успешного профессионального, творческого развития личности ребенка; реализация содержания программного материала учреждения дополнительного образования во взаимосвязи обучающих, развивающих и воспитывающих задач; осуществление методической поддержки педагогов.
Дополнительное образование повышает уровень познавательных возможностей учащихся наравне с потенциалом школьного образования, помогает каждому ребенку в реализации его индивидуальных познавательных, эстетических, творческих запросов, способствует «гармонизации» общего образования. Есть основания полагать, что для учащихся воспитательный компонент дополнительного образования является не только необходимым, но и ведущим.
Литература
1. Гаврилова Е.Н. Воздействие педагога- пианиста на воспитание личности ученика / Гаврилова Е.Н// Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – Казань. – 2008. – № 2. – 172 с.
2. Дополнительное образование детей как фактор развития региональной системы образования: материалы всероссийской научно- практической конференции /под ред. А.В. Золотаревой. – Ярославль: Изд- во ЯГПУ, 2009. – 89 с.
3. Иванченко, В.Н. Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей/ В.Н. Иванченко. – Ростов на Дону: Феникс, 2011. – 341 с.
4. Лихачев, Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б.Т. Лихачев. – Москва: Прометей, 1995. – 282 с.
5. Фришман, И.И. Методика работы педагога дополнительного образования / И.И. Фришман. – Москва: Академия, 2004. – 160 с.
Образовательные ресурсы