Афиша

  • Михаил Глинка и русская музыка

  • Ко Дню авиации и космонавтики

  • Славянские колориты

  • Персональная выставка Екатерины Епихиной

    Календарь событий

    сентябрь октябрь ноябрь

     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
       

    Берешь взятку? Загляни в будущее

    «Сочетание традиционных и нетрадиционных ме-тодов вокально-хоровой работы с плохо интонирующими детьми младшего возраста на хоровых занятиях»

    Фатьянова Т.Б.

    Методическая разработка: «Сочетание традиционных и нетрадиционных методов вокально-хоровой работы с плохо интонирующими детьми младшего возраста на хоровых занятиях».

     

    Вопрос о возможности музыкального развития фальшиво поющих детей издавна волнует педагогов-музыкантов. Легко и быстро решают его те педагоги, которые всех детей, неверно поющих, зачисляют в группу «неспособных» и на этом основании считают, что заниматься им в музыкальной школе нецелесообразно. Эта точка зрения распространена и в быту. Часто родители, замечая, что их ребёнок поёт неверно, говорят ему об отсутствии у него музыкальных данных, тем самым, внушая мысль ребёнку, что пением ему заниматься, не следует. Естественно, что после этого ребёнок начинает комплексовать и замыкаться в себе.

    Вместе с тем, наблюдение за такими детьми показывает, что многие, на первый взгляд, музыкально не способные дети любят не только слушать музыку, но и петь, и поют с увлечением, если им ещё не окончательно внушили мысль, что они «не имеют права» петь. Обращалось внимание и на то, что ученик, который не может повторить чистым голосом элементарную мелодию, безошибочно угадывает знакомые песни из мультфильмов, замечает внесённые учителем изменения в их мелодию или ритм. Такие «странные» случаи встречаются и среди профессиональных музыкантов – люди, безусловно, обладающие прекрасным музыкальным слухом, не могут чисто спеть ту или другую мелодию. 

             И так, спешить с определением музыкальных данных нельзя. Действительно, можно сказать, что у человека нет музыкального слуха или отсутствуют музыкальные способности только на основе его пени?

             Практика показывает, что число неверно поющих детей начинает значительно уменьшаться к концу первого года занятий. Но это не значит, что после года систематических занятий все дети запоют чисто. Для некоторых требуется более длительное время. Это всё говорит о том, что сам факт неверного пения требует внимательного отношения и выяснения его причин. А их может быть немало.  Например: многие дети имеют низкий разговорный голос и  переносят характер звучания  речи в своё пение; стеснительность; общая вялость, апатичность ребёнка или, наоборот, чрезмерная активность, от которой появляется напряжение лица, артикуляционного аппарата, всего корпуса, крикливость в звуке; неумение петь в хоре, наконец, различные заболевания (болезни горла, связок, миндалин, простуда). Во всех перечисленных случаях, кроме болезней горла, могут быть с успехом применены методы вокальной работы.

    C самых первых занятий, с самого первого упражнения для точного интонирования, нужно требовать от детей: правильного певческого дыхания. Для развития навыков дыхания применяются следующие упражнения, пригодные и для детей только начинающих учиться петь, и для тех, кто уже давно занимается, но не владеет певческим дыханием.

    1. Спокойный вдох (очень распространённое сравнение – понюхать любимый цветок, воздух должен дойти до животика или до пояска, при этом руки надо держать на нижних рёбрах) и спокойный короткий выдох. Вдох и выдох повторить по руке 2-3 раза, следить за свободным положением корпуса, головы. Предварительно дети уже должны быть ознакомлены с основными дирижёрскими жестами.

    2. Спокойный и плавный вдох и более продолжительный выдох по руке и счёту учителя – раз, два, три и т. д. Здесь же подойдёт сравнение «дуть на листочек». Счёт можно постепенно увеличивать с тем, чтобы дети сами считали при выдохе. В этом упражнении можно применить игру «Еду на машине», когда губы изображают тарахтенье мотора. Побеждает тот, кто дольше проедет «не заправляясь», то есть, не перехватывая воздух.

    Очень трудная задача – научить детей тянуть звук. Появление этого качества способствует не только правильному дальнейшему вокальному развитию, но и выравниванию интонации. Нужно научить детей для пения гласной сохранять первоначальное положение артикуляционного аппарата на сравнительно продолжительное время, правильно распределить дыхание и силу звука.

    Для приобретения навыка протяжного пения можно взять упражнение, в котором важно сохранять неизменными первоначальное положение губ, рта: на одном звуке на слоги «ми», «лю», «ду».

    3. Не очень продолжительное пение звука с его названием при спокойном вдохе и плавном, постепенном выдохе. Это упражнение можно петь и на какой-либо слог «лю», «ду». Задачу можно усложнить: на звуке делается небольшое крещендо.

    4. Пение одного звука с постепенным увеличением его длительности (как в упражнении №2) при сохранении положения артикуляционного аппарата на протяжении всего звука (слоги «ми», «ма»).

    5.  Следующее упражнение – небольшие попевки. Нисходящее и восходящее движение трёх ступеней «Баю, баю, бай, ты собачка не лай. Баю, баю, бай, Ване спать не мешай » на легато. Дети должны обязательно понять, что голос должен звучать плавно, протяжно, каждый гласный звук «тянется» (показ учителя должен быть несколько утрированным). Важно подчеркнуть, что в 1-ом классе все песни надо петь напевно, протягивать звуки, чтобы они как бы «переливались» один в другой. Попевка поётся несколько раз в зоне нормального возрастного рабочего диапазона. Тем детям, у которых этих звуков в диапазоне нет, надо предложить постараться спеть «тоньше», «нежнее», достать их.

    6.  Пение звукоряда или его отрезка (нисходящее движение) целыми нотами. По руке после каждого звука следует брать дыхание, последний звук тянуть подольше. Иногда на одно дыхание можно попробовать спеть по два звука.

    7.  Упражнения постепенно усложняются, и перед детьми ставится задача: петь легато поступенные ходы вниз и вверх, широко интонировать б.2. Упражнения поются сольфеджио и на какие-либо слоги («ма», «да», «лё» и другие).

    При пении упражнений на слоги следует учитывать, что некоторые звуки нашего алфавита более удобны в пении, другие менее удобны. Немаловажный факт для хорошей интонации в хоре – одинаковое звукообразование гласных. Легче всего петь гласные «у», «ю», «ё» в сочетании с согласными «к»,  «д», «л». Пение слогов «ду», «ку», «лю», «лё» помогает выровнять интонацию, способствует появлению головного звучания и умеренной силы звука. Эти упражнения вырабатывают верное положение артикуляционного аппарата в пении. А некоторые дети часто поют фальшиво из-за неумения управлять своим артикуляционным аппаратом. Иногда бывает так, что звуки, которые отсутствовали в диапазоне какого-то ребёнка, вдруг появляются при пении ранее указанных слогов. Но для некоторых детей надо найти другие, более удобные и полезные для них слоги, при пении которых они научатся лучше интонировать. Такими слогами могут быть «ма», «да», «ми», «ди» и другие.

     Во многих случаях неверное пение детей объясняется скованностью, зажатостью артикуляционного аппарата. В этом случае ученикам предлагается сделать упражнение «динозаврик»: дети широко открывают рот и тут же закрывают. Всё упражнение делается в темпе, который постепенно ускоряется по руке педагога (кисть сжимается и разжимается). Затем можно переходить на упражнения с гласной «а». Пение слогов с гласной «а» полезно для развития навыка правильно, свободно владеть нижней челюстью. Но эта и очень коварная гласная. Предварительно детям надо обязательно объяснить, что звук надо петь округло, почти, как «о». Если на этом не заострить внимание, то некоторые споют «а» слишком открыто, другие, наоборот, почти не откроют рот, а третьи вообще исказят эту гласную. И, конечно, все эти неточности, нарушат интонацию всего хора.

    При пении упражнений на слоги «ма», «да» нужно следить за активностью нижней челюсти, красивым, правильным пением гласной «а», активным произношением согласных, пропеванием согласной «м» на высоте последующего гласного звука.

    8. Некоторые дети страдают чрезмерной вялостью, поют очень тихо, безразлично. И это тоже мешает чистой интонации. Помогают устранению вялости упражнения в быстром темпе на слоги «ми», «ма» (восходящее и нисходящее движение от I к V и V к I шестнадцатыми длительностями).

    Упражнение следует петь сначала в умеренном темпе, лёгким звуком. Полезно посоветовать детям пропевать звук «м» дольше: «мми», «мма». Постепенно темп можно ускорять, сохраняя при этом все первоначальные требования. Важно проследить за гласной «и», которую надо пропевать собранно. При пении гласной «и» надо предложить детям думать о гласной «ю».

    Среди плохо интонирующих детей есть особая группа, так называемые «гудошники», которые не могут воспроизвести никакого звука, потому что не чувствуют разницу в высоте и не понимают как это надо сделать, как это можно «тоненько» петь. С такими детьми надо заниматься в особом направлении и, желательно, какое-то время индивидуально. Но как ребёнка, который «гудит» непонятно на каком звуке, заставить петь в высоком регистре? Многие дети имеют низкий разговорный голос от природы, другие подражают голосам близких людей, которые их окружают и переносят характер звучания голоса в своё пение. Можно предложить детям говорить тоненько, мяукать как котёнок, то есть пробовать попасть на высокие звуки. Исследования  В.К. Белобородова, А.А. Луканина, А.Г. Раввинова доказали, что умение детей высоко говорить и высоко петь, то есть систематическое обращение к высокому звучанию содействуют развитию диапазона, естественного для детских голосов. При помощи таких упражнений «вскрывается» верхний, то есть головной резонатор детского голоса, без ощущения которого невозможно точное интонирование.

    К отстающим детям надо подходить индивидуально и стараться выяснить, почему тот или иной ребёнок поёт неверно. Если учащийся «гудит» или поёт всего 2-3 звука оттого, что он не умеет, не знает ещё, как ему поступить, чтобы повторить голосом услышанный звук – это одно. В этом случае бывает достаточно привлечь его внимание к высоким звукам. Надо видеть глаза ребёнка, когда он услышал впервые, что может повторить высокий звук. В них и радость, и недоумение, что это он смог воспроизвести такой высокий звук.

    Есть же дети, которые не могут воспроизвести звуки, наиболее естественные для детей их возраста, по состоянию здоровья: болезни голосового аппарата. Надо таких учащихся проконсультировать у врача фониатора, а потом очень постепенно, с большой осторожностью расширять его возможности, помня, что только при этом условии пение будет способствовать музыкальному развитию и устранению дефектов голосового аппарата.

    Из всего сказанного следует, что за редким исключением, отстающие дети, музыкально развиваются и начинают петь правильно, и что основной причиной фальшивого пения чаще всего является отсутствие у детей координации слуха и голоса. Как правило, у этих детей к моменту поступления в музыкальную школу, нет ещё никаких певческих навыков, не развито слуховое внимание, они не умеют вслушиваться в звуки, сравнивать их по высоте, не умеют слушать себя, проверять точность своего пения. Такие дети не привыкли петь, разговорная речь же не требует той энергии, какая нужна для пения, особенно для пения высоких звуков. Поэтому вначале они поют вяло и более низким звуком, чем дети музыкально развитые.

    К основной причине прибавляются другие: различные дефекты голосовых и слуховых органов. Однако этих детей от пения освобождать не следует. Нельзя позволять петь детям при острых заболеваниях: ангина, острый ларингит, воспалительные процессы. При хронических же заболеваниях, наоборот, требуются систематические упражнения голосового аппарата под контролем врача фониатора, и пение при этом является определённым лечебным средством.

    Детям с пониженным физическим слухом (осложнение после болезни) труднее различать звуки по высоте и поэтому дольше других они не начинают петь чисто. Постоянные упражнения на слуховое внимание обостряют и улучшают слух.

     Для детей, так называемых «гудошники» предлагаются следующие упражнения:

    1. «Страшный зверь» - широко открыв рот, дети изображают скрип, похожий на сердитого зверя, а потом выдыхается низкий произвольный звук (скрип связок). Это упражнение повторяется 2-3 раза.

    2. «Страшная сказка» - появляется страшный зверь, который улетает быстро и очень высоко в небо (скрип – низкий звук – глиссандо вверх). При выполнении этого упражнения перед детьми ставится задача, чтобы «зверь» улетел как можно выше и дальше, то есть конечный звук должен быть как можно выше и тоньше. На этом упражнении дети начинают понимать разницу в низком и высоком звуке.

    3. Следующее упражнение построено на основе упражнения №2, но после «скрипа» дети воспроизводят конкретно данный звук, и глиссандо заканчивается через октаву («до»1 – «до»2 и по полутонам вверх). Это упражнение выполняется на гласную «а», но при этом звук округляется как «о».

    4.  Игра «Охотники». Это упражнение проводится с каждым ребёнком индивидуально. Ребёнок представляет себя охотником, который должен своим боевым кличем созвать друзей. Клич выполняется на слог «хау», на очень высоком звуке. Ребёнок становится к учителю спиной (учитель сидит или стоит, но при этом прижимает ребёнка к себе), педагог помогает ребёнку лёгким, но уверенным нажатием на живот. После этих упражнений дети поют попевки, которые захватывают «ре»2, «ми»2, «фа»2.

     «Вскрывая» верхний регистр детского голоса, постепенно сближаются новые для детей звуки с привычными им низкими. Эти приёмы облегчают выявление нормального, естественного звучания детского голоса и работу над чистой интонацией в хоре.

    Большое значение в работе с плохо интонирующими детьми имеет и сила звука при пении, умение себя слышать. Форсированное пение наносит большой вред и детскому голосу, и звучанию хора. Чтобы дети учились себя слушать можно попросить их приставить к уху «раковинку» (чуть согнутая ладонь закрывает ухо, но не прижимает).

    В работе со слабо интонирующими детьми желательны кроме групповых занятий ещё и индивидуальные. На групповых занятиях плохо интонирующих детей следует размещать в первом ряду, ближе к педагогу. Такое размещение важно, во-первых, потому что педагогу легче следить за фальшиво поющими детьми, если они рядом. Во-вторых, фальшиво поющие дети, сидя впереди, получают возможность всё время слышать сзади себя правильное пение. А дети, которые поют чисто, избавляются, таким образом, от необходимости напрягать своё внимание, чтобы не слушать фальши. По мере развития слуха детей можно пересаживать. Учитывая то, что хорошо поющие дети и «гудошники» находятся в одной группе, то трудные места в песнях, то есть звуки, которые дети не могут чисто спеть, им надо предложить петь про себя (мысленно). Полезно вызвать слабого ученика вместе с хорошо поющим. Если фальшиво поющий ребёнок послушает сначала правильное пение соседа , а затем получит возможность спеть с ним вдвоём, он начнёт петь увереннее и чище.

    Чтобы видеть результаты своей работы, руководителям хора надо вести рабочую тетрадь наблюдений за развитием плохо интонирующих детей, куда будут вноситься нужные изменения, и отмечаться музыкальное развитие учащихся. При всей занятости преподавателей эта форма работы, безусловно себя оправдает.

    В заключении хочется подчеркнуть, что все упражнения могут дать положительные результаты, если они будут использованы со строгим учётом возможностей детей, в определённой последовательности по степени увеличения трудностей. Огромную роль для правильного вокального развития детей играет пример руководителя хора. Он должен красиво и правильно петь, доступно и интересно рассказывать о хоровом произведении, и в целом об искусстве хорового пения.

    И, самое главное, руководитель хора должен искренне любить детей и то дело, которому он посвятил всю свою жизнь.   

     

    Используемая литература:

    Менабени А.. Влияние вокальной работы на улучшение интонации у  неверно  поющих детей. Сб.: Музыкальное воспитание в школе. Вып.3.// М., 1964

    Орлова Н.. О детском певческом голосе и условиях нормального его развития. Сб.: Музыкальное воспитание в школе. Вып.5.// М., 1966

    Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н.. Методика музыкального воспитания.// М., 1990

    Овчинникова Т.. К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы с хором. Сб.: Музыкальное воспитание в школе. Вып.5.//М., 1966

    Апраксина О., Орлова Н.. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними. Сб.: Музыкальное воспитание в школе. Вып.10.//М., 1975