УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств № 8 им. Д.С. Русишвили" города Смоленска

год основания 1983 год
214031, г. Смоленск, ул. Маршала Соколовского, дом 14
Тел.: (4812) 52-42-37, 55-79-72, 30-06-11

Меню

Анонс

Календарь событий

август сентябрь октябрь

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Диагностика уровня эстетической воспитанности

Обучение в музыкальной школе ставит перед собой не только учебные задачи, но и воспитательные, в данном случае воспитание эстетической направленности. В чем заключается специфика эстетического воспитания? Большое значение здесь имеет учет эмоций и чувств ребенка, их живость, непосредственность, впечатлительность и отзывчивость. Соприкасаясь с музыкальным искусством, можно развивать у детей эстетическое видение и формировать эстетически - художественный вкус, а также прививать навыки осмысленного подхода к эстетическим явлениям. В процессе обучения учащиеся овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, что поднимает мышление, память, эмоционально-волевые качества личности на качественно новый, более высокий уровень развития. В дальнейшем их суждения все больше характеризуются осмысленностью, логичностью, развернутостью, чувственно-эмоциональной глубиной.

Творческий потенциал - важный компонент процесса эстетического воспитания. Через радость и наслаждение, получаемые ребёнком от восприятия прекрасного в действительности и искусстве, осуществляется процесс эстетического воспитания, передача знаний и умений, которая «выливается» в собственную творческую деятельность.

Также одними из важных задач эстетического воспитания являются: развитие эстетической восприимчивости, расширение диапазона эмоционального реагирования на произведения музыкального искусства, дифференцирование эстетических переживаний и чувств, воспитание эстетического вкуса, развитие эстетической потребности, воспитание эстетических качеств личности и культуры поведения.

Решению этих задач способствуют проводимые в нашей школе диагностические процедуры, которые позволяют анализировать уровень эстетической воспитанности наших учеников, совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.

Диагностика уровня эстетической воспитанности наших выпускников была проведена в январе 2017г. Количество учащихся – 27 человек. Ребятам были предложены три диагностических материала:

  1. Анкетирование.

  2. Методика ранжирования слов.

  3. Музыкальный тест, состоящий из двух субтестов.

В первый субтест вошли произведения: Дж. Россини «Тарантелла», Ф. Шуберт «Серенада», Э. Григ «Норвежский танец».

Во второй субтест: Л. Боккерини «Менуэт», К. Дебюсси «Лунный свет», Й. Гайдн «Серенада».

 

Результаты по первому тестированию:

77% ребят показали высокий уровень проявления интереса к художественным видам деятельности;

22% - средний уровень, что означает наличие интереса к разным видам искусств, но с предпочтением развлекательной направленности.

Низкий уровень не показал никто.

Отметим следующие показатели:

52% учащихся любят выдумывать несуществующих героев и рассказывать о них;

67% ребят нравится вслушиваться в звуки природы;

41% учащихся нравится рассказывать родителям о чем-то взволновавшим их (о фильме, музыке, книге и т.д.);

41% учащихся читают литературу об искусстве;

85% учащихся выбрали ответ: «да» или «иногда» на вопрос о посещение интернет-сайтов, на которых рассказывают о классической музыке и живописи.

 

Результаты методики ранжирования:

 

19% показали высокий уровень. Ребята предпочитают посещать картинные галереи, музеи, ходить на концерты классической музыки.

56% средний уровень – театр, кино, улица, зоопарк, цирк.

25% низкий уровень – отдают предпочтение дискотеке, улице, магазинам.

 

Третья диагностика показала, что, в целом, большинство учащихся способны устанавливать соответствующую зависимость своих эмоций, мыслей, чувств с музыкальным образом воспринимаемого фрагмента. Свои выборы ребята делали достаточно аргументировано. Каждый музыкальный отрывок характеризовался и по стилю, и по темпу, и по средствам музыкальной выразительности. Ребята показали хороший уровень мышления, живость фантазии, интересные сравнения и сопоставления музыки и своих эмоций. В большинстве описания музыкальных фрагментов поражают яркостью и разнообразием образов.

Вот несколько фрагментов ответов:

«Эта музыка величественная. Я представляю знатный ужин в каком-нибудь королевском замке. Сидят лорды, графы, короли и обсуждают политику и экономику за едой».

«Музыка очень спокойная, я представляю туманное утро, серые облака, но вскоре из-за них выходит яркое солнце. Из дома вышел мальчик и побежал по большому бескрайнему полю».

«Это был вальс. Очень легкий, очень нежный. Мне представилось, как в весеннем лесу танцевала девушка с рыцарем. Музыка очень прекрасна».

 

Выводы.

Данные результаты позволяют судить и об уровне сформированности эстетической воспитанности выпускников, и о влиянии музыкального образования на развитие личности ребенка. Проводимые диагностические процедуры позволяют корректировать учебный процесс, совершенствовать формы и методы обучения.

 

И.А. Жебровская,

преподаватель по фортепиано, психолог

 

Образовательные ресурсы