УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств № 8 им. Д.С. Русишвили" города Смоленска

год основания 1983 год
214031, г. Смоленск, ул. Маршала Соколовского, дом 14
Тел.: (4812) 52-42-37, 55-79-72, 30-06-11

Меню

Анонс

Календарь событий

октябрь ноябрь декабрь

  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Диагностика уровня эстетической воспитанности

Диагностика уровня эстетической воспитанности детей в наше время очень актуальна. При диагностике учащихся, педагог должен опираться на следующие показатели эстетической воспитанности:

показателем эстетической воспитанности является направленность внимания ребенка «на объект», «на других людей», «на себя»; а также выделение положительной направленности - на «прекрасное»;

показателем эстетической воспитанности является наличие социально значимых качеств личности. Набор этих качеств может быть различным в зависимости от модели выпускника конкретного учебного заведения. В качестве ведущих ориентиров можно выделить отношение к высшим ценностям: к человеку, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе;

показателями являются отношение воспитанника к прекрасному; знание воспитанниками в соответствии с их возрастом эстетических категорий; сформированность умений и навыков к восприятию явлений действительности, а также проявление самостоятельности к творчеству и в области искусств в целом.

Наиболее интенсивное эстетическое развитие личности происходит в рамках школьного возраста. При этом для каждой возрастной группы учащихся характерны определенные этапы эстетического развития, связанные с физиологическими и индивидуально-психологическими особенностями.

Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.

Данное исследование в нашей школе ДШИ №8 было проведено в декабре 2015 года среди учащихся выпускного класса. Количество учащихся – 33 человека. Ребятам были предложены три диагностических материала:

  1. Анкетирование каждого учащегося. Анкета позволяет судить об отношении ребят к выделенным компонентам, раскрывающим сущность эстетических качеств. Цель – выявление уровня сформированности эстетической воспитанности у учащихся.

  2. Методика ранжирования. Предполагает расположение слов, понятий в определённой последовательности, в порядке возрастания или убывания их значимости для субъекта. Цель методики – выявление значимости эстетических понятий для школьников.

  3. По методике Л.В. Школяр «Выбери музыку». В качестве стимулирующего материала предъявляются два теста, каждый из которых состоит из трёх фрагментов музыкальных произведений. Цель – выявление способности к сравнительной рефлексии и видение прекрасного в музыкальных произведениях – стимулах.

Результаты по первому исследованию:

67% ребят показали высокий уровень проявления интереса к художественным видам деятельности;

33% - средний уровень, что означает наличие интереса к разным видам искусств, но с предпочтением развлекательной направленности.

Низкий уровень не показал никто.

Интересно отметить следующее:

66% учащихся любят выдумывать несуществующих героев и рассказывать о них;

91% ребят нравится вслушиваться в звуки природы: пение птиц, шум листьев, журчание ручья и др.;

85% учащихся нравится рассказывать родителям о чём-то взволновавшим их ( о фильме, о музыке, о книге и т.д.);

70% учащихся читают литературу об искусстве.

Результаты методики ранжирования:

24% показали высокий уровень. Ребята предпочитают посещать картинные галереи, музеи, ходить на концерты классической музыки.

48% средний уровень – театр, кино, зоопарк, цирк.

27% низкий уровень – столовая, дискотека, улица, магазины.

Третья диагностика показала, что, в целом, большинство учащихся способны устанавливать соответствующую зависимость своих эмоций, мыслей, образов с музыкальными средствами выразительности воспринимаемого фрагмента, делать правильный выбор при характеристике не только эмоционально-образного осмысления музыки, но и по анализу средств выразительности.

По второму субтесту все учащиеся сделали правильный выбор. По первому: 27% отметили схожесть второго третьего фрагментов по темпу; 33% - первого и третьего фрагментов по движению мелодии; 24% учащихся отметили схожесть первого и второго фрагментов по ладу. Ответы ребят были достаточно убедительны и интересны. 15% учащихся не достаточно понятно и точно аргументировали свою точку зрения.

Выводы.

Данные результаты позволяют судить и об уровне сформированности эстетической воспитанности выпускников; важности дополнительного образования, в данном случае, музыкального; корректировать образовательный процесс; совершенствовать способы и методы работы с детьми и обогащать содержание воспитательного процесса.

И.А. Жебровская,

преподаватель ДШИ № 8

Образовательные ресурсы