УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств № 8 им. Д.С. Русишвили" города Смоленска

год основания 1983 год
214031, г. Смоленск, ул. Маршала Соколовского, дом 14
Тел.: (4812) 52-42-37, 55-79-72, 30-06-11

Меню

Анонс

Календарь событий

октябрь ноябрь декабрь

  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Результаты анкетирования

        В октябре в нашей школе было проведено анкетирование. Целью исследования было изучение школьной мотивации учащихся 2,3,4 классов. Для этого использовалась анкета оценки школьной мотивации Н.Г. Лускановой.

        Были поставлены задачи: проследить динамику изменения мотивации от 2 к 4 классу; выявить основные факторы, влияющие на мотивацию обучения; сделать количественный и качественный анализ.

        Всего в анкетировании участвовало 92 ученика: 32 ученика – 2 класса, 34 – 3 класса. 26 – 4 класса. Учащимся было предложено ответить на 10 вопросов и нарисовать рисунок на тему «Я и музыкальная школа».

        Количественный анализ показал:

 

2 класс

3 класс

4 класс

общая

негативная

2 – 6%

1 – 3%

-

3 – 3%

низкая

3 – 9%

6 – 18%

3 – 11%

12 – 13%

позитивная

7 – 22%

9 – 26%

5 – 19%

21 – 23%

хорошая

9 – 28%

10 –29%

9 – 35%

28 – 30%

высокая

11 -34%

8 – 24%

9 – 35%

28 – 30%



        У детей, набравших менее 10 баллов, негативное отношение к школе. Они не справляются с учебной деятельностью; у них проблемы с общении с одноклассниками. На вопрос: есть ли у тебя друзья в школе и нравятся ли они тебе? - отвечают: мало друзей, не очень нравятся. С родителями о школе говорят редко или вообще не разговаривают. Нравится, когда отменяют уроки, хотели, чтобы не задавали домашних заданий, и учитель был не таким строгим. В двух рисунках можно отметить использование красного цвета, плотную штриховку, что может говорить о тревожности и напряжённом психическом состоянии.

        У детей, набравших 10-14 баллов, - низкая школьная мотивация. Они неохотно посещают школу, отдают предпочтение пропускам занятий. На уроке часто занимаются посторонними делами, играми. У таких детей затруднения в учебной деятельности. На 3,4,5 вопрос положительные ответы или «не знаю». Также хотели, чтобы учитель был не такой строгий. Хотя в большинстве ответов - в школе им нравится. Такая противоречивость в ответах может говорить о несформированности познавательных мотивов, о слабости волевых процессов, отсутствии ответственности.

Уровень 15-19 баллов – позитивное отношение к школе, но школа таких детей привлекает внеучебной деятельностью. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, но зачастую ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Познавательные мотивы сформированы в меньшей мере, учебный процесс их мало привлекает. Большинству детей нравится в школе, у них много друзей. На вопрос: хотел бы, чтобы у тебя был не такой строгий учитель - больше положительных ответов.

Уровень 20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Дети успешно справляются с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Если бы предложили на следующий день прийти по желанию – пошли бы в школу; не нравится, когда отменяют уроки; в школе детям нравится; понимают строгость учителя. Также в большинстве ответов у детей много друзей, и они им нравятся.

Уровень 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У детей в наличии познавательный мотив. Желание наиболее успешно выполнять все школьные требования. Учащиеся чётко выполняют указания учителя, старательные и ответственные, очень переживают, когда получают низкие оценки. Дети с радостью идут в школу, часто общаются с родителями, обсуждают школьные дела, положительно относятся к строгости учителя, у детей хорошие отношения с одноклассниками.

        Анализируя конкретно вопрос: нравится ли тебе в школе – 88% нравится, не очень – 9%, не нравится – 2%. На вопрос: если бы в школу на следующий день можно было прийти пожеланию – 59% пошли бы в школу, 33% не знаю, 9% остались бы дома. На вопрос: ты часто рассказываешь родителям о школе: 76% часто, 22% редко, 2% не рассказывают. Часто рассказывают второклассники, дети с высокой, хорошей, позитивной мотивацией. А вот дети с низкой и негативной мотивацией – редко. На вопрос: хотел бы, чтобы у тебя был не такой строгий учитель: 27% точно не знаю, 30% хотел бы, 42% не хотел бы.

        Вывод: анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, то на формирование мотивации, в частности познавательной потребности, влияют авторитет учителя, его взаимоотношения с учеником и родительская поддержка, насколько родителя интересуются успехами детей в музыкальной школе. Общение с одноклассниками является дополнительным фактором, способствующим созданию особого микроклимата в ученической среде и соответственно влияющим на желание ученика учиться в школе.

        Анализируя динамику изменения мотивации от второго к четвёртому классу, то следует отметить, что детей с негативным отношением к школе к окончанию младшей школы нет, меньше детей с низкой и позитивной мотивацией, возрастает количество учащихся с хорошим и высоким уровнем мотивации. Это указывает на развитие широких познавательных мотивов, т.е. вначале ребёнок приходит в школу, руководствуясь в основном мотивами, связанными с интересом к пребыванию в школе, затем, по мере взросления, внутренние мотивы претерпевают изменения: интерес к первым результатам своего труда, потом интерес к самому процессу обучения, желанию наиболее успешно выполнять требования учителя. Социальные мотивы также развиваются в сторону осознания значимости обучения, желания получать одобрение, хорошие оценки, заслужить авторитет. Более широко представлены мотивы сотрудничества и коллективной работы. К четвёртому классу у детей складываются определённые предпочтения, завязываются дружеские отношения, что в свою очередь является положительным фактором мотивации обучения.

И.А. Жебровская, преподаватель ДШИ № 8

Образовательные ресурсы